Гороскопы

Игровые методики "выявления лидера в детском коллективе". Проблемы лидерства в детском коллективе Виды лидеров в детском коллективе

Московский Педагогический Государственный Университет


"Лидеры в детском коллективе и воспитательная работа с ними"


Выполнил:

Муравьева Я.А., II курс,

Проверил: Гончаров М.А.


Москва, 2009 г.


Введение

Психология лидерства

Выявление лидера в детском коллективе

Методы воспитательной работы с лидерами детского коллектива

Заключение

Список литературы

Введение


Мой выбор этой темы обусловлен довольно-таки распространенной проблемой лидерства в наших школах. Именно проблемой, потому что лидерство, как неотъемлемое социальное явление, особенно в подростковом возрасте, может носить и негативные качества, которые влекут за собой очень печальные последствия, как и для самого лидера, так и для всей группы.

На своем опыте я сталкивалась с двумя яркими примерами. Ученица А. была постоянным членом лидерской группы в классе до прихода ученицы Б., которая после периода адаптации в новом коллективе не только вытеснила ученицу А. и заняла ее место, но и, установив свою «диктатуру», подговорила остальных ребят к полному игнорированию своей бывшей соперницы. В классе был объявлен бойкот. Казалось бы, здесь действуют обыкновенные законы общества и природы и не стоит заострять на этом внимания. Однако ситуация неблагоприятная даже для учителей: и классного руководителя, и предметников, - потому что в общем психологическом климате класса устанавливается постоянное напряжение и противостояние, дети в меньшей степени сконцентрированы на учебном процессе, т.к. их мысли занимает, прежде всего, заявленная проблема. Подобная «травля» (а ведь, безусловно, для подростка это будет травлей) может оставить неизгладимый отпечаток на психике ребенка и привести к плачевным результатам (например, развитие аутичности, всевозможных комплексов, поиск альтернативных путей утешения - алкогольные/наркотические вещества и др.).

Другим примером явления «негативного лидерства» выступает проблема пагубного влияния на группу. Неоднократно я была свидетелем, когда в подростковом коллективе именно лидер был зачинщиком асоциального поведения. Будучи организатором досуга своей группы, он предложил попробовать наркотик (алкоголь, вандализм и др.). А ведь в детской группе существует колоссальный кредит доверия по отношению к своему лидеру, поэтому маловероятно, что члены группы будут раздумывать над предложением, ведь их лидер уже все решил.

Такие случаи не единичны. Цель данной работы попытаться обозначить правильную стратегию поведения педагога в детских коллективах, где уже сложилась определенная иерархия (а лидеры существуют всегда, когда существует группа), во избежание подобных ситуаций.

1. Психология лидерства


Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, - они приобретают доминирующее положение. Большинство людей непостоянно в собственных убеждениях, сомневаются в правильности своих поступков. С появлением «вождя» (лидера) всякая неуверенность исчезает. Несокрушимая уверенность в себе вождя порождает безмерное доверие других. Таким путем происходит разделение участников группе на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей. По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает решающее значение в деятельности группы. Вся жизнь человека протекает в социальном контексте, он живет и действует в составе разнообразных групп и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и неформальных лидеров; ими могут быть люди разных личностных качеств и общественного положения. Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе исследований лидерства выделены различные стили, разработан ряд концепций. Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли «профессионала» - лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений. Сторонники теории черт лидерства считают предпосылкой признания человека лидером обладание специфическими «лидерскими» чертами и способностями. Исследования, проведенные в русле этой теории, концентрировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Вариантом такого подхода является харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать («харизма»). Сторонники интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Вопрос о том, кто конкретно возьмет на себя лидерство, должен решаться с учетом индивидуальных особенностей кандидата в лидеры, личностных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся ситуации и выполняемой задачи. Ситуационная теория лидерства (или групподинамический подход) утверждает, что лидерство - это, прежде всего, продукт сложившейся в группе ситуации (Ф. Фидлер) и что в ситуациях, очень благоприятных или же, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации более успешным оказывается лидер, ориентированный на людей. Синтетическая (или комплексная) теория делает акцент на взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в условиях которых осуществляется лидерство.

Изучая взаимоотношения детей, исследователь А. С. Залужный выявил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т. д.) и постоянных. Расхожее мнение о том, что некоторые дети "от природы" не способны к лидерству, далеко от истины, лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т. д. Другими словами, в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны других детей.

Подростковое лидерство является таким же, как и подростковый возраст, - яркое, драматичное, очень противоречивое период. Лидеры-подростки болезненнее лидера-взрослого переживают трудности своего положения, болезненнее реагируют на потерю своего положения, даже если оно временное. Подростки-лидеры экстремальнее в выборе средств давления на тех, кто не хочет быть их последователями. Такое крайнее средство воздействия на несогласного, как бойкот, распространено именно в подростковой среде. Бойкот чаще всего организуется лидером. Подростковые лидеры менее надежны, чем лидеры-взрослые, а значит, под их управлением тревожнее всем. Неуверенность подростковых лидеров объясняется тем, что им не хватает жизненного опыта, понимания других людей для того, чтобы спокойно и решительно действовать в тех или иных ситуациях. Они очень беспокоятся за свое реноме (репутацию), это тоже мешает управлять. Вообще, лидеру не так просто потерять лицо, как ему самому это кажется. Нужно совершить серьезное преступление против группы, серьезно нарушить ее жизнь, отношения между членами группы. Однако самому лидеру его положение кажется крайне неустойчивым, особенно лидеру-подростку. Лидеры-подростки часто плохо справляются с той социальной ответственностью, которую «навешивают» на них взрослые. Им кажется, что если он лидер, так уже справится со всем. Однако «взрослые» поручения могут оказаться критичными для лидера.

Главной характеристикой лидера являются его лидерские качества - это совокупность определенных свойств, черт, позволяющих члену детского общественного объединения статусно выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидер-подросток должен обладать следующими качествами: компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность, организованность. Процесс развития лидерских качеств подростков включает в себя и результаты качественного развития, и собственные преобразования личности самими членами группы на основе активной деятельности в детском общественном объединении. Иначе говоря, лидерские качества складываются в итоге собственного активного отношения к жизнедеятельности объединения и лидерского поведения в группе. Согласно Э.Е. Лукьянчикову, основными субъективными условиями развития лидерских качеств являются:

vзнания подростка о сущности лидерства;

vвнутреннее осознание важности лидерства для себя;

vвнутренняя мотивация развития у себя лидерских качеств.


2. Выявление лидера в детском коллективе


Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе - одна из самых острых и актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе - опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры - это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и учителям-предметникам очень полезно знать неформального лидера в классе, в школе, уметь определять их по различным признакам.

Самым простым способом является прямой вопрос: «Кто у вас лидер?» Ответом является уверенное: «У нас его нет». Скажет это как раз тот, о ком был задан вопрос. В другом случае называют различных ребят, но все посматривают в одну сторону. Туда и надо смотреть, чтобы получить ответ. В третьем случае один из ребят, к общему восторгу, восклицает: «Я». По этому восторгу можно вычислить только шута, а лидер тот, с кем он общается наиболее часто. Можно свободно рассадить ребят в комнате. Место лидера всегда окажется в последнем ряду, как правило, в середине или в углу, противоположном входной двери. Оттуда он видит всех, а его, не повернувшись специально, не видит никто. Он может управлять классом, обращаться ко всем, а ответное обращение затруднено: нужно обернуться, а это некий коммуникативный барьер.

Отличительная особенность положения лидера в группе - закрытость, защищенность от любых непредвиденных воздействий. Место - как можно дальше, напротив учителя или в конце длинного стола (в положении конфронтации). Если же он сел рядом, значит или готовится «прикол» (шутка), или своеобразное приглашение к сотрудничеству.

Можно провести известный тест - изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат - наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.

Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть форточку?»; «Давайте перенесём теннисный стол»), - ответит первым лидер. Право говорить от имени группы делегируется именно ему. Безапелляционностью ответа он закрепляет свой статус в глазах аудитории. Лидер, как правило, наиболее активно отказывается от официального руководства, поскольку лидирование неформальное устраивает его в наибольшей степени.лидер детский коллектив подросток

Понаблюдав, можно легко заметить, что лидер - это тот, чьи слова в весёлой компании непременно вызывают одобрительный смех, даже если мысль не отличается глубиной и остроумием; тот, кто, не стремясь привлечь к себе внимания, заполняет паузы в беседе, ловко вставляя слово, способное направить её дальнейший ход. Но самую полную характеристику лидирующей личности даст всё же её речевой портрет. При словах лидера умолкают самые темпераментные полемисты, его слушают, никогда не прерывая. Понимая это, лидер говорит без особой заботы о выразительности речи, не сомневаясь в своей правоте. Сомневающийся в себе быть лидером не может. Есть ещё одна особенность «словесного портрета» лидера: он никогда не пересказывает чужих мнений в качестве опоры для собственного, он вообще избегает делегировать кому-либо свои полномочия арбитра. У него полно анекдотов, забавных историй на все случаи жизни. Но в то же время он никогда не повторяет их в одной группе, создавая себе репутацию человека феноменальной памяти.

Лидер мало говорит о себе, но максимально - о своих собеседниках, не позволяет себе расслабляться, говорить о своих слабостях, о своём дурном настроении. Напротив, стремится всякий раз дать группе оптимизирующую установку, всем своим видом убеждает каждого, что тот действует свободно: «Это надо именно мне».

Лидер - мастер диалога, он умеет слушать, сохраняя вид вдумчивого собеседника, говорить с каждым о проблемах, его волнующих. В ситуации, когда надо разделить аудиторию, коммуникативно изолировав того, кто заведомо негативно влияет на становление коллектива, лидеру приходится создавать вакуум вокруг своего оппонента, не обнаруживая собственных мыслей, делать их итогом диалога, вовремя высмеять человека, вносящего раздор в группу, «подсекая» его на первой же неловкости, а затем, противопоставив остальным, ввести в группу, когда тот уже подчинился сложившейся модели поведения. Обычно этому помогает ответственное поручение. Лидер всегда акцентирует внимание собеседников на той проблеме, которая ему известна лучше других. Если в группе автомобилистов есть лучший, чем он, знаток автомобилей, лидер переключается на другую тему, которая заведомо более знакома ему.

Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, который принят группой. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то взыскание, лидер делает это, будучи уверенным, что его поддержат, спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах кого-то другого, - это прямая угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» - слова подлинного лидера. Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, напротив: он всегда подчёркивает своё единение с остальными.

Часто лидер говорит от имени всей группы с тем, чтобы навязать учителю, воспитателю своё решение. В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит автоматизированный характер, человек инерционно выполняет требования, не подвергая его аналитическому осмыслению. Само требование не акцентируется, не выделяется интонацией и темпом, лидер избегает таких форм, как: «Я говорю», «Я требую»... Инстинктивная императивная формулировка естественно вплетается в речь, никак и ничем не выделяясь из общего «портрета», хотя имеет какой-то выделительный атрибут, который вписывается в формирующийся «речевой облик».

Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложившимися ориентациями группы, в том числе внешними, - противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти- возможности управлять одними при помощи других.


3. Методы воспитательной работы с лидерами детского коллектива


Эффективность воспитательной работы с подростками-лидерами (и подростками, вообще) зависит от понимания психологии учащихся данного возрастного этапа, стиля и педагогической позиции педагога, внутрисемейных обстановки и стратегии воспитания, состояния физического и психологического здоровья учащихся, точности определения симптомов и причин поведенческих нарушений. При осуществлении воспитательных воздействий необходимо помнить, что любые педагогические усилия, направленные на решение воспитательных задач в одной сфере (учебно-познавательной, эмоциональной или межличностной) приводят к вмешательству и изменениям в целостной структуре личности. Например, попытки изменить характер отношений подростка со сверстниками или педагогами могут привести к таким проявлениям (временного или длительного характера), как повышение эмоциональной напряженности, импульсивности, невнимательности или даже агрессии или депрессивности. Воспитательная работа педагога должна базироваться на нескольких принципах:

Принцип единства диагностики и воспитательной деятельности (воспитательные воздействия должны быть наделены конкретным содержанием, ориентированным на реальные особенности воспитуемых);

Принцип приоритетности устранения не нежелательных поведенческих проявлений, а причин, их вызывающих.

Принцип деятельностного подхода (воспитание личности обязательно должно соотноситься с деятельностью и возможно только в ней).

Принцип учета индивидуально-психологических особенностей воспитуемых (учет особенностей ближайшего окружения, сформированность психологических новообразований, типологических, характерологических особенностей и т. д.).

Принцип комплексности воспитательных воздействий (воспитательные влияния оказываются наиболее эффективными при их совместном осуществлении всеми участниками воспитательного процесса).

Принцип гуманистического воспитания (позитивное восприятие и уважение личности воспитуемых).

Традиционно воспитательная работа может осуществляться по 3 стратегиям:

1. «Делай, как я. (Будь таким, как я)». Педагог показывает эффективные формы деятельности и взаимодействия, обучает их реализации, добиваясь соответствия образцу. В этом случае ответственность за формирование соответствующих качеств и навыков несет педагог. Уровень осознания происходящих изменений учащимися достаточно низок. Использование данной стратегии в работе малоэффективно, т. к. подростки стремятся к познанию причинно-следственных связей.

. «Давай сделаем (добьемся, научимся) вместе». Педагог совместно с подростком находит и реализует наиболее эффективный способ достижения воспитательной цели (например, формирования нового полезного (социально одобряемого) качества). Данная стратегия предполагает более высокий уровень осознания деятельности учащимися, педагог в этой ситуации делит ответственность за осуществление изменений с воспитуемым.

. «Давай подумаем, как сделать лучше». Педагог передает ответственность за осуществление найденного способа решения учащемуся. Данная стратегия предполагает самый высокий уровень осознания деятельности учащимися с широкими возможностями сознательного выбора способа и его освоения.

Выбор стратегии взаимодействия зависит от специфики отношений между педагогом и учащимися. Использование стратегии «Делай, как я» возможно лишь в том случае, если отношения характеризуются высокой степенью доверия и готовностью принять на себя роль «подчиняемого» (чаще используется в работе с младшими школьниками). Подростки предпочитают использование стратегий с более высоким уровнем осознанности и самостоятельности действий (стратегии 2 и 3). Следует отметить, что наиболее желательным для учащихся является взаимодействие в рамках стратегии «Давай подумаем, как сделать лучше», что соответствует тенденции освободиться от влияния взрослых и действовать самостоятельно, однако не все подростки функционально готовы к такому взаимодействию. В возрасте 12-15 лет лидеры не захотят по собственной воле устанавливать контакт с педагогом, поэтому прежде чем, перейти к реализации какой-либо стратегии, необходимо создать контакт с неформальным лидером класса. Этому может способствовать:

·использование обращений, позволяющих показать интерес к личности ребенка;

·использование любых спонтанных возможностей, чтобы поговорить с подростками неформально;

·избегание осуждающих, негативно оценивающих лидера в присутствии членов его группы.

Если педагог замечает, что лидер начинает проявлять свою диктатуру и навязывать свое мнение и группе, и учителю, то необходимо помочь ребятам «обезглавить» диктатора. Например, лидер заявляет от имени всей группы: «Мы не хотим на экскурсию, нам всем это неинтересно», - имея в виду, прежде всего, себя. Педагог поступит неправильно, если начнёт читать наставления всем, здесь нужно другое - противопоставить группе слова лидера: «А мы все хотим, чтобы никто не говорил от нашего имени, мы и сами можем. Правда, ребята?» Местоимения «мы», «нас», прямой вопрос к аудитории создают новую ситуацию общения. Ребята не ответят «нет», а ответив утвердительно, развенчают тем самым лидера, помогая в этом взрослому.

Чтобы лидер оказывал только положительное влияние на группу, необходимо привлечь его к разработке различных акций, мероприятий, самодеятельности, творческих заданий, где в большей степени могут проявиться лидерские качества подростка. Тем самым, ученик будет не только под «контролем» преподавателя, но сможет укрепить свое положение вынужденной организаторской деятельностью.

Заключение


Современный подросток - личность противоречивая, борющаяся за признание своего мнения как равноправного при взаимодействии со взрослыми и детьми. Важно, чтобы эти противоречия нашли своё отражение в целостной гармонии реально существующего мира. Однако постоянный поиск решения возникающих проблем, невозможность найти нужный ответ приводят подростков в антисоциальные группировки, где они обретают криминальный опыт и негативное отношение к жизни под влиянием асоциального окружения. В обществе сложилась тревожная ситуация, когда именно отрицательно ориентированные лидеры привлекают всё большее число подростков в молодёжные группировки. Противостоять разгулу безнравственности в подростковой среде можно только при создании организационно-педагогических условий «взращивания» лидера, способного делать процесс межличностных отношений более целенаправленным, эффективным, вызывающим у сверстников чувство осмысленности происходящего. Важно, чтобы лидер был подлинным носителем нравственных ценностей, способным к реализации собственной индивидуальности, нацеленной на саморазвитие, творчество и самосовершенствование.

Лейтмотивом через всю работу проходит метод сотрудничества, привлечение лидера к общественным работам, создание общего досуга, выработка сознательности своей главенствующей позиции, но не злоупотребление ею. Именно по тому, каким будет лидер, мы сможем судить и обо всём детском коллективе. Отсюда следует, что основную педагогическую работу надо вести с подростками, занимающими «привилегированное» положение среди «своих».

Список литературы


1.Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 2006.

2.Битянова М.Р., Лидерство в подростковом возрасте. - М., 2008.

Емельянов Ю.Н., Руководство коллективом как проблема социальной психологии. - М., 1971.

Емельянова М.Н., Воспитание ребенка-лидера. - М., 2006.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы. - МГУ, 1991.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Подборка игровых методик выявления лидеров в детских коллективах.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском объединении, организации встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках организации. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по организации, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.

Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития организации как коллектива, характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Предлагаемые Вам методики помогут выявлению лидеров в коллективе.

Фигура

Предлагается нескольким группам ребят по 5-8 человек в каждой, соревнуясь между собой, быстро выложить на полу (траве, асфальте) из обычных камешков, кубиков, спичек какую-то заданную фигуру (дом, машину и т.п.) Вот подана команда, все бросились к камешкам, схватили их в руки и... что дальше? Вот тут-то только успевай фиксировать все, что происходит. Ведь нужно заметить, как действует каждый из участников: кто смело бросается вперед, берет на себя инициативу, определяет порядок действий, отдает распоряжения, а кто стоит в стороне, предпочитает действовать в одиночку. Выявляются лидеры ситуации, их помощники, обнаруживаются и пассивные, зависимые, не инициативные люди. Хотите убедиться в своих выводах - проведите игру еще раз. Сопоставьте результаты наблюдения с другими имеющимися сведениями.

Выбор руководителя похода

Ребята называют всех потенциальных руководителей туристского похода. Названные учащиеся отходят в сторону, а остальным предлагается выбрать из них себе командира и подойти к нему. При этом за каждым сохраняется право остаться на месте, если его не устраивает ни один из названных командиров. Так класс разбивается на группы, возглавляемые лидерами, которые, по мнению коллектива, могут стать организаторами дела.

Полет на Луну

Блиц-игра, позволяющая выявить организаторские способности ребят. Группам учащихся дается перечень из 15-20 предметов, из которых за 2 минуты нужно выбрать 3, необходимых и достаточных для полета на Луну. Лидеры определяются в ходе поиска правильного решения.

Геометрия для слепых

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо, закрыв глаза, построиться квадратом, равносторонним треугольником, используя при этом только устные переговоры. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.

Стульчики

Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.

Лидер

Коллектив разбивается на несколько групп по 5-6 человек. С каждой группой работает взрослый человек - наблюдатель-эксперт. Ведущий по очереди раздает всем группам задания, они должны быть не сложными и интересными, например:

    придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву;

    построиться по цвету волос от светлых к темным;

    оживить картину и т.п.

Эксперт, наблюдая за работой группы, раздает после выполнения каждого задания каждому участнику разноцветные жетоны, определяющие его роль в выполнении данного задания. Но ведущий не объявляет участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали.

Таким образом, после проведения игры у педагогов будет наглядная картина, отражающая степень активности того или иного ребенка.

Красный квадрат

    организатор коллективной деятельности

Зеленый треугольник

    генератор идей

Бордовый ромб

    невостребованный талант

Коричневый прямоугольник

    дезорганизатор

Киностудия

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: "Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма". После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе "киностудию" и присоединиться к этим микрогруппам.

Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята.

После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

Старт

Игра представляет собой путешествие групп (команд), которые проходят определенный маршрут по замкнутому кругу, выполняя на каждом этапе задания. Содержание задания становится известным только на этапе.

Правила организации игры:

1.Количество этапов должно быть равным или кратным количеству групп, участвующих в игре;

2.Все этапы должны быть одинаковыми по длительности. Как правило, этап длится 7-10 минут;

3.Следует установить единый сигнал перехода с этапа на этап (звонок, музыка, фраза и т.д.)

4.У каждой группы свой маршрутный лист, в котором обозначена последовательность прохождения этапов и их местонахождение.

5.Переходы с этапа на этап учитываются по времени и должны быть предельно короткими. Этому может способствовать рациональное расположение этапов недалеко друг от друга и, условно, по кругу.

6.Задания, выполняемые группами на этапах, должны быть рассчитаны на коллективное исполнение и по сложности "решаемы" за время, отведенное на этап.

7.Важно, чтобы формы заданий на этапах не повторяли друг друга, были разнообразными, давали возможность ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой.

Примеры заданий на этапах:

I этап "Эврика".

Задание: В течение 10 минут необходимо ответить на 10 вопросов на сообразительность.

Оценка: За каждый правильный ответ 0,5 балла.

II этап "Кусочки".

Задание: Из кусочков картона, лежащих в конвертах, соберите квадрат, треугольник, круг, яйцо. В каждом конверте кусочки для одной фигурки.

Оценка: Если собраны 4 фигуры - 5 баллов,3 фигуры - 4 балла, 2 фигуры - 3 балла, 1 фигура - 2 балла.

III этап "ШТЭМ" (школьный театр эстрадных миниатюр).

Задание: Изобразите сценку из школьной жизни.

Этап развивает коммуникативные навыки.

IV этап "Взгляд".

Задание: С помощью фломастеров, карандашей, красок изобразите, пожалуйста, свои впечатления о школе.

Оценка: По пятибалльной системе.

Этап диагностирует проблемы, существующие в школе.

V этап "Да-нетка".

Задание: "Сейчас я вам обрисую ситуацию словами, но не полностью, а частично. Ваша задача - задавая вопросы, на которые я могу ответить "да" или "нет", "не имеет значения" или "вопрос поставлен не корректно", восстановить ситуацию полностью.

Оценка: Если отгадано 3 ситуации - 5 баллов, 2 ситуации - 4 балла, 1 ситуация- 3 балла.

Этап развивает способность системно и логически мыслить.

VI этап "Перевертыши".

Задание: Расшифруйте 10 перевертышей. ("Все собаке рождество" - "Не все коту масленица.)

Оценка: За каждый правильный ответ - 0.5 балла.

Этап способствует развитию широты мышления, умения ассоциировать.

VII этап "Ведра".

Задание: Одно ведро, наполненное водой, стоит на столе, другое, пустое, на полу, в шести метрах от первого. Ваша задача - перелить воду из одного ведра в другое. Поднимать ведра и столы не разрешается. Группе выдается чайная ложка.

Оценка: По пятибалльной системе сравнительно оцениваются группы, перелившая больше всех воды получает 5 баллов.

VIII этап "Проблемы".

Задание: На листе бумаги напишите, пожалуйста, те проблемы, решить которые могла бы школьная молодежная организация.

Оценка: Этап не оцениваемый, а диагностирующий. Диагностируются проблемы, существующие в школе.

IX этап "Спички".

Задание: Из спичек выполните три задания.

Оценка: Выполнено 3 задания - 5 баллов, 2 задания - 4 балла, 1 задание - 3 балла, ни одного - 1 балл.

Этап развивает способность нестандартно мыслить.

X этап "Самоуправление".

Задание: Нарисуйте, пожалуйста, схему управления в Вашей школе.

Оценка: Этап не оцениваемый, а диагностирующий. Собирается информация о формах самоуправления в школе.

Механизм выявления лидеров в игре "Старт"

При проведении игры "Старт" на каждом этапе происходит отслеживание лидеров. Ведущий этапа фиксирует ребят, проявляющих активность в выполнении заданий (записывает фамилию, имя на листке).

По окончании игры списки лидеров собираются и обобщаются. Результат: имена актива.

После игры целесообразно проводить выборы актива самоуправления.

Приложения

«ДА-НЕТКА 1»

    Человек сидел в комнате и трясся от страха. Вдруг, он вскочил и побежал, громко крича.

    Человек получил удар в глаз и очень этому обрадовался.

    Девятиклассник выходит из большого дома. Несет в руке предмет. Навстречу ему другой девятиклассник. Спрашивает: « Шесть? » - « Нет, семь». О чем разговор ?

«ДА - НЕТКА 2 »

    Я встретил её случайно. Я пытался её поймать, но она уходила все дальше и дальше. Я принес её в руке.

    Два человека вошли в комнату. Увидели убийцу, его окровавленную жертву. Спокойно обменялись мнениями и спокойно вышли-

    Ехала машина. В неё сел попутчик. Пошел дождь. В машину сел второй попутчик. Когда машина приехала, один попутчик вышел, другой скончался.

« ДА - НЕТКА

    Вдруг за стеной послышались аплодисменты, которые стихли только после убийства, которое закончилось спасением.

    Идет мужчина по улице. Пошел (начался) сильный дождь. Человек умер.

    Мужчина спит. Среди ночи раздается звонок телефона. Мужчина поднимает трубку. В трубке молчание. Мужчина вешает трубку.

«ЭВРИКА

    Электропоезд шел с севера на юг. Ветер дул с юга на север. В какую сторону шел дым от поезда ?

    Ехал зимой лыжник, на нем сидела муха, С какой скоростью ехала муха ?

    Чем кончается день и ночь ?

    Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу, сидящую на ней 7

    Почему парикмахер в Женеве во время войны скорее предпочитал стричь двух французов, чем одного немца ?

    Какое слово все выпускники школ Оренбургской области пишут неправильно ?

    Сегодня утром моя сестра уронила серьгу в кофе, но хотя чашка была полна до краев, она смогла достать серьгу, не намочив пальцев.

    Дней 10 назад баскетбольная команда нашего колледжа выиграла встречу со счетом 76:40, хотя ни один баскетболист не забросил ни одного мяча. Как Вы это объясните ?

    Под каким деревом прячется заяц во время дождя проливного?

    Сколько на этом рисунке треугольников ?

«ЭВРИКА 2»

    Бутыль " Пепси " стоит 10 $. " Пепси " на 9 $ дороже, чем пустая бутыль. Сколько стоит пустая бутыль ?

    Что путешествует по всему миру, оставаясь в одном углу ?

    Житель небольшого городка за сравнительно короткий срок зарегистрировал брак более 20 раз. Каждый раз в брак вступала другая женщина. Тем не менее, житель, о котором идет речь, не развелся ни с одной из 20 женщин и не стал многоженцем. Как Вы это объясните ?

    Росли четыре березы. На каждой березе - по четыре больших ветки. На каждой большой ветке - по четыре маленьких ветки. На каждой маленькой ветке - по четыре яблока. Сколько всего яблок?

    Что делается с красным платком, если его опустить на пять минут в воду ?

    На какой вопрос нельзя дать правдивый утвердительный ответ?

    Когда черной кошке легче всего пробраться в дом ?

    У некой дамы не было при себе лицензии на право вождения автомашины. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен и, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном направлении, и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который, однако, не счел необходимым задержать даму. Почему?

    Здесь изображен предмет, который Вам хорошо знаком. Что это за предмет ?


« ПЕРЕВЕРТЫШИ - 1»

    Зажигалка взрослым инструмент.

    На полуострове осина почерневшая.

    Не передавал лисице черт глыбу масла.

    В поле погибла травинка.

    Ненависть добра, возненавидишь и барана.

    Богохульствовал ли ты с утра муженек?

    Умерший бегать может посидеть.

    По помойке муха ползала.

    Кошка - враг обезьяны.

    Муха никому не ноги.

« ПЕРЕВЕРТЫШИ – 2»

    Тень мрака из светлой республики.

    Твоя племянница заурядных подлых беззаконий.

    Он засовывает в узкую юбку оригиналом бесплатного контейнера.

    Громче, кошки - пес в подвале.

    Добрые уши смешнее бронежилета.

    Ты нас ненавидела. Ненависть уж точно из тела твоего вспыхнула окончательно.

    На ложной обочине стоите, господа!

    Продайте мне полностью " Дженерал Моторс ".

    А мне, Мюллер, вы прикажите уйти.

    Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австрийское ухо.

«СПИЧКИ-1 »

    Каждая спичка имеет длину 4.5 см. Как из 13 спичек, не ломая их, сложить метр ?

    При помощи двух спичек, не ломая и не разрезая их, образовать квадрат.

    Из шести спичек сложить четыре разносторонних треугольника, со сторонами равными одной спичке.

«СПИЧКИ-2»

    Как из 8 спичек сделать три ?

    Данная фигура образована 6 спичками. Переложить 2 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.

    Из 12 спичек получить б квадратов, со стороной равной одной спичке.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

« ДА - НЕТКА 1»

    Ученик на уроке. Боится, что спросят. Звенит звонок.

    На человека упал кошелек с большой суммой денег.

    Струны на гитаре.

« ДА - НЕТКА 2»

    Заноза.

    Музей. Картина " Иван Грозный и его сын Иван ".

    В открытой грузовой машине находился гроб.

« ДА - НЕТКА 3»

    Ловили моль.

    На земле лежал оголенный высоковольтный провод.

    Мужчина громко храпел. Соседка за стеной, таким образом, его разбудила.

« ЭВРИКА 1»

    У электропоезда дыма нет.

    Зимой мухи не летают.

    Мягким знаком.

    Подождать, когда она улетит.

    С двух клиентов получит больше денег, чем с одного.

    Неправильно.

    Кофе был сухой.

    Играли женские баскетбольные команды, т.е. баскетболистки

    Под мокрым,

    Семь. Седьмой в букве А.

«ЭВРИКА

    0.5$ (50 центов).

    Марка.

    Он работал в Загсе.

    На березе яблоки не растут.

    Намокнет.

    Рождество.

    " Ты спишь ? "

    Когда дверь открыта .

    Дама шла пешком.

    Спичка. Вид с торца.

«ПЕРЕВЕРТЫШИ - 1»

    Спички детям не игрушка.

    У Лукоморья дуб зеленый.

    Послал вороне бог кусочек сыра.

    В лесу родилась елочка.

    Любовь зла, полюбишь и козла.

    Молилась ли на ночь, Дездемона ?

    Рожденный ползать летать не может.

    По улице слона водили.

    Собака - друг человека.

    Хлеб всему голова.

«ПЕРЕВЕРТЫШИ – 2»

    Луч света в темном царстве.

    Мой дядя самых честным правил.

    Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.

    Тише, мыши - кот на крыше.

    Злые языки страшнее пистолета.

    Я Вас любил. Любовь еще быть может, в моей душе угасла не совсем.

    Верной дорогой идете, товарищи!

    Купи себе немного " Олби " .

    А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться.

    Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

« СПИЧКИ – 1»

    Составить из спичек слово " ТРИ ".

    Сдвинуть спички так, чтобы внутри большого квадрата образовалось два квадрата и два прямоугольника.

    Из данных спичек составить куб.

« СПИЧКИ –2»

    Сложить из спичек слово "МЕТР".

    Образовать квадрат спичками и углом стола.

    Из трех спичек на плоскости сложить треугольник, остальные три соединить головками, установив ножку в каждой из углов треугольника. Получится тетраэдр.

материал подготовила педагог- психолог МАОУ "СОШ им. Декабристов"

Дети - цветы нашей жизни, ради которых мы и живем в этом мире. Но когда эти милые создания объединяются в общий «розарий», поблажки никому ожидать не приходится: сплоченный детский коллектив способен на многое, в том числе, и уподобится стае «пираний», безжалостно уничтожающей каждого, кто окажется слабее на их пути. Собственно говоря, детский коллектив - это отдельная империя, в которой существуют собственные неписаные правила и законы, и чтобы завоевать в нем «место под солнцем» необходимо приложить максимум усилий.

Несмотря на то, что понятие «иерархия» детям не знакомо, в детских садах и школах она всегда была, есть и будет. Она словно лестница к Олимпу, которую, к сожалению, не каждому дано пройти достойно, ибо многое напрямую зависит от характера и воспитания ребенка.

Обычно любые детские коллективы разделяются на подгруппы, исходя из интересов и предпочтений, а так же отталкиваясь от понятия, как кто себя «поставит», поэтому родителям необходимо заранее подготовить ребенка к существующей иерархии, от которой, к большому сожалению, никуда не деться.

В каждой общественной группе есть свой лидер, поддерживающая его «массовка», тихоня, аутсайдер и каждому из них отведена своя роль в коллективе. Давайте рассмотрим каждую из этих составляющих по отдельности.

Лидер. В детском саду это, как правило, самый дерзкий, принципиальный и бесстрашный ребенок, который не боится наказания и смело идет на любые контакты и переговоры с взрослыми. С лидером дружит большинство детей, но многие ему подчиняются из чувства страха, дабы не оказаться в самом низу иерархической лестницы. Если лидер не желает кого-либо видеть в своем кругу, другим детям приходится идти на жертву и отказываться от общения с «неугодным» сверстником.

В школьный период такую роль на себя обычно берет тот, у кого твердый характер, успехи в учебе и какие-либо достижения в других направлениях. Такой ребенок не всегда любим окружающими, однако, тем не менее, большинство идет у него на поводу. Лидер заботится о тех, кто ему предан и берет на себя ответственность за «пассивных» детей, но время от времени такое положение дел ему надоедает и его охватывает чувство одиночества.

Родителям лидеров хотим посоветовать: общайтесь с ребенком на равных, показывая это своим примером и советом. Будьте ему другом, чаще говорите по душам и уважайте его мнение, тогда он прислушается к вам и пойдет на любые компромиссы.

Массовка. Таких детей в коллективах большинство. Их еще называют «середнячки» - те, кто общается и разделяет интересы лидера, но помимо этого имеют и свое личное мнение в принятии любого решения.


Когда лидер осознанно «подбивает» обидеть самого слабого, массовка всегда обдумывает правильность собственной позиции, взвешивает все «за» и «против», поскольку общается со всеми детьми на равных - не только поддерживает лидера, но и защищает аутсайдера. Помимо этого середнячки отлично могут постоять за себя, прибегнув к различным методам, а если крупно повезет, не упустят возможности стать «главными», свергнув лидера с престола.

Тихоня. Такие дети существуют в коллективе сами по себе, словно их нет. Они не соперничают с окружающими и не претендуют на первенство, живя по правилам и законам общества. Зачастую дети дружат с теми, кто им приятен и понятен в общении и такие замкнутые в себе личности не вызывают особого интереса у коллектива.


В таких случаях родители должны помочь ребенку справиться с застенчивостью и дать ему волю эмоционального самовыражения. Не нужно повышать голос на малыша, одергивать его за каждую шалость - тем самым вы лишь дадите дополнительный повод к тому, чтобы он еще больше замкнулся в себе. Наоборот, лучше взять и начать проигрывать с ребенком различные ситуации и разговоры, часто встречаемые в детских коллективах - тогда малыш быстрее раскроется, а главное, найдет себе настоящих друзей.

Аутсайдер. Ребенок, не имеющий собственного мнения, слабый по характеру, не способный за себя постоять. В результате такого расклада он становится изгоем в коллективе.


Обычно такую роль отводят «отличникам-ботаникам», ябедам, драчунам или агрессивным, застенчивым и плаксивым детям, на которых без повода вымещают свою злость окружающие. Поэтому взрослые обязаны за этим следить и пресекать жестокое отношение сверстников, а лучше всего, во избежание серьезного конфликта, относиться к такому ребенку с пониманием и помогать справляться с проблемами.

6 5 528 0

Социальная жизнь – это большой муравейник, где каждый выполняет отведенную роль. Жизни вне социума не существует, поэтому важно знать и понимать не только социальные законы, но и осознавать собственную роль в сообществе.

Согласно статистики обращений к психологам, более 70% людей недовольны своими отношениями с окружающими. Дискомфорт возникает по причине незнания себя, своих врожденных качеств или саморазвития в неверном направлении.

Каждый человек приходит на землю с перечнем заложенных особенностей. В процессе взросления «накладываются» слои среды (метод воспитания, ценности и т.д.), согласно которым ребенок занимает ту или иную позицию в обществе. Так происходит социализация – важнейший элемент гармоничного развития личности.

И условия социальной среды, где живет и воспитывается ребенок, формируют его социальную роль в детском возрасте и в дальнейшем.

Часто родители ограждают детей от участия в различных сообществах – не водят в детский сад или ограничивают общение со сверстниками. Причины понятны:

  • Снижение уровня заболеваемости, так как дети – лучшие переносчики инфекций;
  • Возможность уютного домашнего воспитания с мамой, няней или бабушкой, которая и накормит, и сказку почитает, и присмотрит.

Такой подход имеет место быть, но он деструктивен. Тут меньше достоинств, нежели негативных последствий. Преимуществ воспитания среди сверстников намного больше:

  1. Детский коллектив расширяет кругозор. Малыш видит разные формы поведения других детей, узнает новую информацию, сравнивает себя с другими.
  2. Формируются личностные границы, когда ребенок учится отделять свою свободу от интересов других.
  3. Обучение нормам и правилам поведения, этикета.
  4. Обучение решению проблем и поиску .
  5. Развитие навыка отстаивать свои интересы или соглашаться с другими детьми.
  6. Развитие речи и .
  7. Развитие разных подходов к разным детям, привитие толерантности.
  8. Развитие коллективного духа.

Ни один из вышеперечисленных пунктов не может быть полностью сформирован вне рамок коллектива. Ни одна любящая мама или бабушка не смогут научить ребенка отстаивать свои интересы, если другой забирает игрушку. Рассказы, картинки и видео не обучат. Только практика и реальные жизненные ситуации путем проб и ошибок самого ребенка позволят приобрести значимые социальные навыки.

Детский коллектив – это то место, где ребенок учится взаимодействию с другими. Это путь к комфортной жизни в будущем.

В коллективах (в школе, детском саду или на площадке) немного понаблюдав, можно увидеть, как дети адаптируются в игре или другой деятельности. Происходит это само по себе: ребенка принимают или не принимают в игру, кто-то ведет себя вызывающе, третий малыш сидит в стороне и занимается своими делами. Такая картинка – результат естественного взаимодействия, который получается автоматически в каждом коллективе. Почему? Потому что за считанные секунды малыши осваиваются и начинается спектакль, где каждый ребенок играет свою роль.

Коллектив дошкольнят не столь показателен, и роли могут периодически меняться. А вот школьный и подростковый показывают роль ребенка четко.

Какие это роли и чем отличаются мы расскажем в этой статье. В конце предлагаем рекомендации, как родителям найти подход к детям разных ролей, чтобы скорректировать недостатки и выделить достоинства.

Лидеры

Бывают формальными и неформальными.

Формальный лидер – назначенный учителем или другим взрослым (тренером) как носитель определенной функции. Например, староста класса. Его цель – организовать других детей.

Формальное лидерство не опирается на нужные качества ребенка – организаторские способности, сила убеждения, ответственность, авторитет для других и т.д.

Это медвежья услуга взрослого по отношения к ребенку. Часто сверстники не выполняют просьб и поручений старосты, насмехаются и подавляют. Это негативно сказывается на самооценке и желании находиться в данном коллективе в принципе.

Неформальный – ребенок, которого любит большинство, принимает его мнение как истину последней инстанции, подчиняется.

К такому прислушиваются, ждут совета. Причины лидерства могут быть разными: знание анекдотов, самый красивый в классе, самый коммуникабельный и популярный у противоположного пола.

Лидеры по мнению коллектива и учителей могут отличаться. Взрослые редко понимают, почему двоечника обожают за умение рассмешить.

Один ребенок может совмещать формальное и неформальное лидерство, но такое случается редко.

Любимцы

Такие дети нравятся взрослым за послушание, мягкость, исполнительность. Им идут навстречу, делают поблажки, относятся снисходительнее нежели к другим.

Любимец учителя пользуется уважением в детском коллективе младшего возраста, который может уменьшится в старшем.

В начальной школе дети тянутся к любимцам из-за мнимой перспективы стать ближе к учителю, «полюбиться» ему. Малыши убеждены: если любимца любят, значит есть причина и он хороший. С возрастом иллюзия исчезает, любимец может превратиться в отвергнутого. Подростковый возраст – это время контрастов. Если в 1 классе детям хотелось нравится учителю и быть хорошими, то в 8 хочется быть принятым сверстниками. А если принят и не нравишься учителю – еще лучше. Поэтому любимчиков подростки любить прекращают, его «близость» к учителю расценивается как предательская позиция.

Ощущения любимца сначала положительные. Он может пользоваться своим исключительным положением в учителя. Со временем это приводит к , когда «был хорошим, а теперь сверстники ненавидят за это ». Ребенок может стать замкнутым, раздражительным, недоверчивым. Родителям важно вовремя заметить перемену настроения, ведь замкнутость может перерасти в аутизм. Начните раньше, чтобы ребенок не вырос одиноким социофобом.

Большинство

В ней оказываются дети, ничем не выделяющиеся среди остальных в хорошем смысле этого слова. Они естественны, ведут себя спонтанно и интуитивно. Они не назначены формальными лидерами, не обладают качествами любимчиков и других ролей. Действуют и мыслят согласно возраста – 7-летний мальчик предпочитают играть в футбол, нежели учиться, а 15-летней девочке больше по душе модные журналы, чем роль старосты.

Большинство – это не серая масса, а обычные дети со своими индивидуальными особенностями.

При этом особенности не выделяют их среди сверстников. Например:

  1. Роль большинства : 10-летняя Катя занимается рисованием в художественной школе. Очень увлечена, планирует стать известным художником. Об увлечении осведомлен близкий круг общения.
  2. Лидер : 12-летний Вова играет в шахматы. Посредственно, но все вокруг знают, что он станет великим шахматистом.

Неудачники

Эту роль играют дети с низкой самооценкой.

В силу определенных обстоятельств детский коллектив воспринимает школьника как собирателя проблем и трудностей.

Образ формируется не сразу, а при планомерном порицательном отношении взрослых. Учитель может насмехаться над способностями, критиковать умения или недостаток навыков. Слушая критику, коллектив начинает относиться к ребенку соответственно. Любые попытки исправить положение, проявить себя или показать с лучшей стороны остаются незамеченными или критикуются. Неудачников сторонятся, их не «впускают» в свою компанию. Часто сверстники задевают неудачника ради забавы, издеваются и «тыкают носом» в его неумелость.

Помимо отношения учителей к ребенку, роль неудачника может сформировать социальный статус. Например, внешний вид ребенка «бюджетный», а остальные дети из разряда «мажоров». Неспособность проявить свои внутренние качества, раскрыться из-за неуверенности в себе позволят сверстникам отвести роль неудачника. А дополнительные причины дети придумают обязательно.

Взрослая жизнь неудачников может пойти по двум сценариям:

  1. Вопреки всем и всему добьется успеха.
  2. Подтвердит свою роль и опустится вниз.

"Белые вороны"

Эту роль в коллективе играют дети, чьи интересы или проявления отличны от других.

Белые вороны могут иметь необычную внешность (например, полнота или излишняя худоба, пирсинг, розовые волосы), нестандартно говорить (с придыханием, пискляво или низко), вести себя отстраненно или иметь странное увлечение.

Такие дети не изгои. Они имеют друзей, почитателей и пользуются уважением в коллективе. В некоторых случаях вызывают насмешки, но это исключение. Это тот тип детей, которые не оставляют равнодушным – либо интересуются и тянутся к ним, либо не понимают и посмеиваются. На самооценку белой вороны отношение сверстников особо не влияет, так как их непохожесть – это неотъемлемая часть личности и повод для гордости.

Из белых ворон вырастают уникальные талантливые люди, знаменитости или мастера своего дела.

Ябеды

Такая роль присуща детям с заниженной самооценкой. Они не уверенны в своих силах и способностях, не обладают талантами и успехами.

Шестерки нуждаются в покровителе и защитнике, рядом с которым ощущают силу, значимость. Эта ценность появляется за счет прислуживания покровителю, исполнения его воли.

Чаще всего ими являются хулиганы, которые также нуждаются в «последователях» для демонстрации своего могущества и выполнения поручений.

Ябедами не становятся сами по себе, это всегда «взаимовыгодное сотрудничество» с хулиганом или разгильдяем. В кооперации шестерки ведут себя дерзко, могут запугивать других детей, унижать, самоутверждаться. Без союзника-хулигана шестерка становится трусливой социальной единицей.

Во взрослой жизни такой человек зачастую продолжает играть роль шестерки, когда постоянно «прилипает» к кому-то более сильному, получая покровительство.

Хулиганы

Это дети, которых в коллективе побаиваются. Они не обладают лидерскими качествами, их не принимают и не любят. Зачастую не обладают высокими интеллектуальными способностями, достижениями или увлечениями. Успеваемость в школе ниже среднего, целей саморазвития нет.

Желая хоть как-то самовыразиться, дебоширят, запугивают и ведут себя вызывающе. Таких детей сторонятся, не уважают, опасаются.

Хулиганы могут действовать спонтанно, эмоционально и недальновидно. Их поступки деструктивны и направлены на самоутверждение за счет страха других перед ними.

У хулиганов нет настоящих преданных друзей, так как ожидать можно чего угодно даже по отношению к приятелю. В большинстве случаев хулиганы вырастают в . Но бывают счастливые исключения, когда ребенок попадает в среду других ценностей и перенимает их.

Как определить роль ребенка в коллективе и помочь ему

Определить роль ребенка в коллективе просто.

  1. Родители знают особенности чада и наблюдают его поведение в кругу друзей, например.
  2. Ребенок младшего школьного возраста рассказывает о происходящем в коллективе.
  3. Семья может узнать о стиле поведения учителя, тренера или сверстников.

Независимо от роли ребенка, задача родителей – вырастить гармоничную личность. Чтобы устранить негативные последствия в будущем и помочь школьнику занять иную позицию, следует предпринимать активные меры:

Лидер

Лидерство – это здорово, но важно, чтобы оно не превратилось в самоцель. Свою позицию нужно подкреплять действиями. Помогайте ребенку развиваться в интересных направлениях: спорте, интеллектуальной деятельности, хобби и т.д. Лидерство нужно нести заслуженно.

Любимец

Помогите малышу завести друзей в классе и стать принятым в коллективе. Это обезопасит его от негатива сверстников в будущем. Приглашайте одноклассников в гости, устраивайте походы или совместную деятельность. И попросите учителей не выделять вашего малыша среди других. Это демонстрирует ненужность стараться и прилагать усилия, ведь он и так нравится.

Ребенок из большинства

Это целостная роль, но родителям важно не пропустить таланты ребенка и его интересы. Быть положительным ребенком здорово, но можно завести необычное хобби и раскрыть талант.

Неудачник

Если ребенка воспринимают изгоем, следует вести работу над повышением самооценки и . в быту даже за мелочи. Запишите в спортивную секцию или театральный кружок, где школьник сможет раскрыться. Это придаст ему уверенности и он сможет дать отпор обидчикам. Проговорите качества или достижения, которыми он мог бы гордиться, поощряйте на достижения.

“Белая ворона”

Необычным ребенком можно восхищаться, но следует подумать над тем, как его изюминка отражается на социальной жизни.

Иногда странные интересы или вид ребенка отпугивают, приводя к одиночеству.

Помогите ребенку найти единомышленников, собирайте детские компании у себя в гостях, организовывайте праздники. Приглашайте разных детей, чтобы он научился взаимодействовать не только с такими как он, но и со всеми.

Ябеды

Стоит обратить особое внимание на мотивацию такого поведения. Шестерками становятся дети, обделенные лаской и защитой семьи. Поэтому ищут тех, кто бы компенсировал недостачу.

Уделяйте больше времени чаду, интересуйтесь его делами и помогайте. Любите даже тогда, когда он меньше всего заслуживает.

Обязательно спрашивайте совета или точку зрения ребенка, так он почувствует свою ценность. Дети должны знать, что дома они нужны и значимы.

Хулиган

Таким образом малыш пытается хоть как-то обратить на себя внимание и ощутить свою важность, власть. Объясните, что лучше поступать правильно и обращать этим внимание других, нежели плохим поступком. Отмечайте хорошие дела, хвалите. Не реагируйте привычным способом на хулиганство: если вы обычно реагируете на проступки повышением тона, теперь сдерживайтесь и не переходите границ. Озвучьте свое недовольство сухим тоном один раз и накажите.

ТАТЬЯНА БЕЛОКОНСКАЯ, специально для сайт

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

О лидерстве в детском коллективе

Лидерство - отношения доминирования

и подчинения в системе межличностных

отношений в группе.

Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив детей невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели. Но, как же выявить лидеров и как с ними работать?

Лидер - это врожденная способность . Но выучить лидера, невозможно даже в самой элитарной школе. Лидерство, не только врожденная способность, но и врожденная потребность.

В ансамбле «Визави» нет проблемы лидерства в смысле лидер – дезорганизатор. Проблема лидерства была решена путем обучения каждого кружковца на уровне его возможностей и способностей, внутригруппового разделения учащихся по уровням творческого интереса, формированием социально-личностной компетенции. Лидерство в нашем коллективе, подразумевает большую отдачу на репетициях, повышенную требовательность к себе и окружающим, повышение ответственности перед педагогом и другими участниками коллектива, дисциплину и организованность.

Как выделить лидера в ученическом коллективе

Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе - одна из самых острых, актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе - опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры - это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и руководителю творческим коллективом, очень полезно знать неформального лидера в классе, в коллективе, уметь определять их по различным признакам. Педагог, будь он руководителем кружка или учителем, классным ру­ководителем или директором школы, - это прежде всего лидер, человек, который умеет всё или почти всё.

Что говорят лидеры о себе? Обратимся к их самонаблюдениям, чтобы понять, с кем имеем дело и кем может стать учитель, воспитатель, ведущий за собой ребят.

Главная черта лидера - справед­ливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив. Он не просто принимает решения, но принимает их, исходя из того, что нужно прежде всего коллективу, делу.

Итак, нужен лидер - такой, который противостоял бы влиянию сомнительных уличных компаний, но не декларировал бы своей отвергающей позиции по отношению ко всему, что уже принято подростками. Надо рассмотреть все аспекты личности коммуникативного лидера - и подростка, и взрослого. Посмотрим на лидеров-подростков. Как они говорят? Может быть, именно это приведёт к пониманию лидерства как психосоциального явления.

Лидер мало говорит о себе, но максимально - о своих собеседниках, не позволяет себе рас­слабляться, говорить о своих слабостях, о своём дурном настроении. Напротив, стремится всякий раз дать группе оптимизирующую установку, всем своим видом убеждает каждого, что тот дейст­вует свободно: «Это надо именно мне».

Учитель, воспитатель, руководитель кружка - постоянный руководитель общения, коммуникативный лидер. Любая наша задача решается в процессе взаимодействия, психологическая роль в груп­пе определяется именно умением общаться. Подлинный учитель-лидер знает: ребятам нравится уверенность и немногословность, а если обнаружишь сомнение - ничего не добьёшься. Рече­вая манера, жёсткость режиссуры, точность формулировок, негромкая и неторопливая значи­тельность речи, исключающая суетливость и непоследовательность, - всё это черты подлинно­го лидера, совершенно необходимые для педагога. Мы даём ребятам возможность высказаться, творить, проявлять себя, но направляющая воля должна угадываться во всём, иначе возникнет анархия. Здесь, как и во всём, нужна мера: избыток авторитаризма подавляет, отчуждает, ак­центированная демократичность может вызвать панибратство

Лидер - это тот, к кому обращаются в надежде быть выслушанными, если кто-то не уве­рен в своём праве делать окончательные суждения. Способность руководить - это способ­ность знать мнение всех и каждого, синтезировать их, чтобы потом принять необходимые ре­шения. Если лидер оказался втянутым в спор, что бывает крайне редко, он ничего не будет страстно доказывать, не станет угрожать, оправдываться, убеждать. Лидер помнит: в споре нельзя торопиться, оправдываться, угрожать, что-либо внушать.

Лидер всегда устраняется от конфликта и не поддерживает ни одну из сторон, если конфликт непримирим. Он умеет угодить обоим, чтобы незаметно подчинить их своим це­лям, т.е. целям коллектива. Наиболее непримиримого из полемистов он умеет ставить в ту­пик сенсационным фактом, интересным и практически не имеющим ответа вопросом, новой информацией или демонстративным молчанием. Он никогда и никого не обрывает, не исполь­зует запретов, угроз, тем более оправданий.

Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, ко­торый принят группой. Лидер умеет выгодно трансформировать свою речевую манеру. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Оказавшись же в другом обществе хотя бы с одним чле­ном своей группы, принимает язык этого сообщества, предъявляя таким образом окружаю­щим и свою компетентность, и умение владеть ситуацией.

Лидер тонко чувствует настроение группы, всегда ориентируется на сложившуюся си­туацию и возникшие запросы. Он говорит с группой о её проблемах; предстаёт как человек, способный их решить и увлечь на решение остальных. Он немногословен - соглашается, ес­ли нужно; игнорирует, если сказанное не заслуживает внимания, не нуждается в чьей-то за­щите или поддержке, отвергает её. Любопытная деталь: лидер избегает цитирования, по­скольку это обращение к чьему-то авторитету, а авторитет - он сам.

Ребята часто обращаются к лидеру как к оценивающей инстанции, ведя косвенный диалог друг с другом. Если возникла необходимость сделать кому-то взыскание, лидер де­лает это, лишь будучи уверенным, что его поддержат, спорит и отрицает что-то лишь от имени группы. В этом случае он говорит не «я», а «мы». Если «мы» прозвучало в устах ко­го-то другого, - это прямая угроза «дворцового переворота». «Мы», «с нами», «от нас» - слова подлинного лидера . Он не скажет группе «вы», отделяя тем самым себя от неё, на­против: он всегда подчёркивает так называемыми инклюзивными формами своё единение с остальными.

В хорошо организованной группе подчинение лидеру носит автоматизированный харак­тер, человек инерционно выполняет требования, не подвергая его аналитическому осмысле­нию . Само требование не акцентируется, не выделяется интонацией и темпом, лидер избегает таких форм, как: «Я говорю», «Я требую»...

Инстинктивная императивная формулировка есте­ственно вплетается в речь, никак и ничем не выделяясь из общего «портрета», хотя имеет ка­кой-то выделительный атрибут, который вписывается в формирующийся «речевой облик».

Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложив­шимися ориентациями группы, в том числе внешними, - противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти - возможности управлять одними при помо­щи других.

Умение оставаться весёлым, оптимистичным и даже беззаботным - качество, опреде­ляющее лидера. Он ведёт. А тот, кто не знает дороги или боится трудностей, - вести никого не может.

Конечно, не всё сказанное о лидере вы возьмёте на вооружение. Каждый человек - личность со своими идеалами, целями, мотивировками. Но педагог, и, в частности, вожатый, руководитель кружка или секции, должен готовить себя к этой непростой функции. Из мно­жества информации им предстоит выбрать ту, что поможет быть рядом со школьниками и - немного впереди.

Педагог, внутренним ориентиром для каждого воспитанника, порождает в подростковой среде своего рода «боссов».

    Выявить микрогруппы,

С 12 до 14 лет продолжается возраст активизации способностей … подростки в этом возрасте очень активны , энергичны, живы… Авторитет родителей падает почти до нуля … И авторитет сверстников становится чрезвычайно значимым В этом возрасте дети с удовольствием формируются в множественные группы Девочки, которые с первого класса активно доминировали в классе, в этом возрасте становятся суперактивными . Мальчики, которые ранее проявляли уравновешенность в иерархическом подразделении, теперь начинают проявлять внимание к этой иерархии, они хотят какие – то посты занимать, они хотят кем – то в классе состояться. Если в классе не получается - они неизбежно идут во двор… в семьях, где происходило утверждение одного родителя перед другим, дети активно самоутверждаются , потому, что именно это запечатлено ими, и должно быть ими проиграно… Социологический анализ, проведенный среди девятиклассников, обнаружил, что всего лишь 17% детей проявляют заботу друг о друге. Для остальных детей характерна реакция самоутверждения».

« Есть ли шанс все же перевоспитать подростка сегодня? Необходимо удовлетворить глубинную потребность подростка в общении … Это организация групповых ценностей, выход на доверие с группой и работа с группой, постепенное выведение ее через групповые ценности, на все более глубинные ценности, т.е. на душевные свойства …Всякий педагог, который работает с группой эффективно, работает именно таким образом».

Каждый лидер может иметь не более 16 взаимных дружеских связей внутри своей контактной группы. Замкнув максимально возможное число «психологических валентных» связей внутри детского коллектива , педагог может ограничить неблагоприятные контакты социальной среды . Если все возможные связи задействованы внутри коллектива, то внешние связи ребенка ослабевают и рвутся.

Сплоченность коллектива определяется отношением числа взаимных связей к общему числу членов коллектива. Поэтому сплоченность является критерием, характеризующим сопротивляемость коллектива неблагоприятным воздействиям социальной среды, критерием защищенности и нравственности. Сплоченность уменьшает число неврозов, является профилактикой правонарушений, улучшает дисциплинированность, творческую активность, способствует развитию самоуправления.

Число лидеров в постоянном коллективе не меняется, м еняется только количество членов их контактных микрогрупп, в зависимости от «психологической валентности» лидера. Плохих лидеров не существует. Лидер всегда отражает потребности своей группы.

Для практической деятельности по формированию и управлению детским коллективом, педагогу необходимо пройти следующие стадии работы с детским коллективом:

    Выявить потребности и интересы детей и организовать их общественно-полезную деятельность по этим интересам.

    На первой стадии, четко и однозначно сформулировать требования к формируемому коллективу детей и порядок неукоснительного контроля за их исполнением, используя авторитарный стиль управления.

    В процессе деятельности коллектива, выяснить возможности и способности детей стать лидерами, обратив внимание на конкретные характерные черты лидера: общительность, доброжелательность, интеллектуальную и физическую развитость, психическую устойчивость, способность внушать к себе уважение, способность вести за собой от одного до 16 детей в микрогруппе, организаторские способности.

    С первого дня назначить своими помощниками детей, обладающих такими характеристиками.

    Выявить микрогруппы, формирующиеся вокруг лидеров.

    Найти контакт с лидерами этих микрогрупп и создать условия для поднятия их авторитета (социального статуса) в формирующемся коллективе.

    После нахождения положительного контакта с лидерами, включить их в организаторскую деятельность по достижению целей детского коллектива, создав Совет лидеров во главе с наиболее влиятельным, положительно направленным лидером, согласным с предъявленными педагогом требованиями.

    Помочь лидеру и его окружению в планировании и управлении детским коллективом по установленным ранее требованиям, постепенно переходя к демократическому стилю управления коллективом.

    Создать условия соревнования лидеров и их группировок по более качественному достижению поставленных перед коллективом целей, с премированием победивших микрогрупп значимыми для детей подарками, с организацией друг другу помощи в приемах достижения поставленных целей. Сдружить лидеров между собой, увеличив сплоченность коллектива.

    Перевести сформированный детский коллектив на самоуправление, «на автопилот», переходя к «либеральному» стилю управления, управляя коллективом «по отклонению».

Итак, лидерство – один из активных способов проявления индивидуальности.

Решением проблем воспитания и развития личности в художественных коллективах может быть лишь правильный методический подход руководителя к индивидуальным особенностям каждого отдельного участника, а не коллектива в целом. Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других.

Решение данных проблем позволит добиваться высоких результаᴛᴏʙ, развивая в каждом участнике коллектива эстетическое мировоззрение и гуманное отношение к действительности и личности. На первый взгляд, казалось бы, в каждом коллективе рано или поздно появляются ᴨᴏᴛенциальные или формальные лидеры, и ничего страшного в данном аспекте нет. С позиции психологов, лидерство способствует разрушению коллектива, его дезадаптации. Появление лидера оказывает негативное отношение к нему других участников коллектива, появляются конфликтные ситуации, что ведет в конечном итоге к разрушению творческой атмосферы коллектива и дальнейшей его гибели. Нарушается единство группы, вследствие чего каждый участник пытается все делать сам – это отрицательная сторона, также появление лидера может рассматриваться и как стимул к наиболее активной деятельности коллектива, его творческому и профессиональному росту; когда остальные участники коллектива пытаются достигать таких же успехов, что и их лидер. Данная ситуация будет оценена положительно, если лидер пытается не обособляться от группы, а вместе с ней достигать своих успехов. Позиция остальных участников по отношению к его лидерству будет всегда воспринята положительно, если он не смотрит с высока на их недостатки, провалы, неудачи, а пытается им помочь, в какой-то степени гордясь своим умением.

Педагог в любом случае не должен резко реагировать на появление формальных и ᴨᴏᴛенциальных лидеров, что часто приводит к еще большей дезадаптации атмосферы коллектива. Работая с коллективом «Визави», я на личном примере убедилась, что среди участников ансамбля большим авторитетом пользуются ребята, которые:

    посещают кружок много лет,

    часто проявляют инициативу,

    обладают организаторскими способностями,

    всегда дисциплинированы,

    общительные и отзывчивые.

С
ама специфика работы группы, требует от лидеров собранности, умения повлиять на мнения в коллективе. Хотелось бы особенно отметить, что не все так называемые «лидеры» обладают высокими творческими способностями или выдающимися данными, но, как ни странно это звучит, в коллективе отходят на второй план именно эти критерии, а за основу в отношениях берется доверие, уважение к мнению лидера, взаимовыручка и самое главное отношение лидера к руководителю.

Многие считают, что руководитель и никто иной должен быть единственным авторитетом у ребят и в этом самая главная ошибка. Педагог - лидер и ориентир для воспитанника, но для того, чтобы избегать проблем (педагог – лидер - коллектив), педагог должен быть в тесном взаимодействии с теми ребятами которых любит и уважает группа. Я могу с уверенностью сказать, такое взаимодействие (педагог-лидер) очень помогает в работе с коллективом, сами собой устраняются проблемы организационного и даже творческого процесса. Лидеры, реагирующие положительно на те или иные предложения руководителя, касающиеся творческого процесса, моментально находят поддержку и одобрение всего коллектива – это и поездки на конкурсы, участие в мероприятиях решение внутренних проблем ансамбля и самое важное постановочная работа, процесс реализации постановки, пошив костюмов и т.д.

Взаимодействие педагог - лидер.

1.Обсуждение возникших проблем с целью их бесконфликтного решения внутри коллектива.

2.Разъяснение основных целей и задач в творческом процессе, для поддержки и понимания поставленных задач внутри группы.

3.Обсуждение организационных моментов.

Я твердо убеждена, что полагаясь в своей работе на ребят с багажом многолетнего опыта общения, мне удастся сохранять дружный, сплоченный коллектив с неувядающим творческим потенциалом.